журнал о жизни города

экскурсии - виртуальные и реальные!

Previous Entry Share Next Entry
из истории велосипедов.
upertaya_ovniha wrote in gorod_petergof
существует такое выражение : "зачем придумывать велосипед?". а знаешь ли ты, читатель, как это - "придумывать велосипед" ?-)



Прототипом велосипеда был селерифер, он
очень отдаленно похож на современные
модели. По большому счету это был самокат, на
двух колесах, была деревянная рама, но не
было педалей и руля. В начале 19 века один из
изобретателей подобного средства
передвижения приехал на нем в Вену, в это
время там проходил Венский конгресс. За такое
легкомысленное и бесполезное изобретение он
был уволен с должности княжеского
лесничего. Зато позже он устроился работать
профессором механики, а также получил
десятилетний патент на изобретение.
Сидя на «самокате», ездок отталкивался ногами
от земли, а потом поджимал их, и некоторое
время ехал по инерции. В 1814 году немецкий
барон Дрез фон Зауербронн усовершенствовал
этот самокат, снабдив его седлом и рулем.
Несмотря на свою убогость сей самокат
выдавал приемлемую скорость. В 1817 году
было покрыто расстояние в 170 км за четыре
часа. Почтовый дилижанс тратил на эту
поездку в четыре раза больше времени.
Французу Динер в 1818 году был выдан патент
на "дрезину" в своей стране, впервые назвав ее
"велосипедом", то есть "быстроногим" (от
латинских слов "velox" - быстрый и "pedis" -
нога). Не успели велосипеды появиться на свет,
как во всех европейских странах началось
повальное увлечение этой новинкой. Щеголи и
франты из самого высшего общества с
увлечением гоняли на них по бульварам или
демонстрировали свое мастерство на
специальных площадках. В конце 20-х годов
этот первый "велосипедный бум" пошел на
убыль. Но усовершенствование конструкции
велосипеда продолжалось.
В 1845 году немец Милиус придумал и сделал
первый велосипед с педалями на переднем
колесе. С этого времени ездоки не должны
были больше отталкиваться ногами от земли.
Очень долгое время велосипеды
изготавливались из дерева. В 1867 году были
изобретены очень легкие колеса со ступицей и
проволочными спицами Каупером. В 1869 году
появляются первые велосипеды с
металлической рамой. В этом же году француз
Мишо организовывает первое фабричное
производство велосипедов.
Соотечественник Мишо Тевенона придумал
велосипедные шины из каучука, а французский
фабрикант Сюрирей впервые применил в
велосипедах шарикоподшипники. Это было
очень важное изобретение. Годом позже, в
1870-м, английский изобретатель Лоусон ввел
цепную передачу от педалей на заднее колесо.
Скорость велосипедиста после этих
нововведений настолько возросла, что он мог
соревноваться с верховой лошадью.
Свой современный вид велосипед принял в
80-90-е годы XIX века. Дублинский ветеринар
Данлоп в 1885 году снабдил колеса
велосипеда своего 12-летнего сына
пневматическими шинами из гуттаперчевого
шланга, крепившимися к ободу с помощью
полотняной ленты. Он же придумал клапан,
позволявший легко и быстро накачать колесо,
но не выпускавший воздух наружу.
Велосипед с педалями
Мальчик ездил на этом велосипеде, довольно
долго не привлекая ничьего внимания, пока
один заезжий коммивояжер, пораженный
легкостью хода велосипеда, не оценил его под
достоинству и не указал изобретателю на
ценность его находки. Только тогда, в 1888
году, Данлоп взял патент и вскоре наладил
промышленное производство пневматических
шин. Они быстро распространились по всему
свету.
Сначала, для увеличения скорости велосипеда,
переднее колесо у него делали очень большим,
однако езда на такой высокой машине была
сопряжена с некоторой опасностью. После
изобретения цепной передачи необходимость в
такой конструкции отпала. Наибольшее
увлечение велосипедом падает на 80-е годы
XIX века, когда человечество пережило новый
"велосипедный бум". С 1890 года началось
бурное развитие велосипедной
промышленности. Количество машин,
выпускаемых тогда по всему миру, составляло
несколько миллионов штук.
Кстати, в России первый двухколесный
велосипед с педалями, большим ведущим
передним колесом и малым задним был
построен еще в 1801 году крепостным мастером
Е.М. Артамоновым. На своем изобретении
Артамонов проехал от Перми до Петербурга.
А в архивах Леонардо да Винчи, среди
чертежей устройств, приводимых в движение
силой мускулов, можно увидеть устройство,
удивительно похожее на современный
велосипед.



?

Log in